Сетевое издание "Медицина и образование в Сибири"
 
 
  

 
№ 3 - 2014 г.
14.00.00 медицинские науки

УДК 614.27:615.12

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В АПТЕКАХ

Л. А. Прокофьева, И. А. Джупарова

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Новосибирск)

Целью данного исследования является анализ системы управления ассортиментом аптечных организаций на примере г. Новосибирска. Материалом исследования служил ассортимент лекарственных препаратов аптек разных форм собственности. Были использованы маркетинговый, статистический, логический методы исследования. В результате исследования был выявлен высокий уровень управления ассортиментом в аптеках, но в аптеке муниципальной формы собственности ассортимент является более устойчивым и глубоким, позволяет удовлетворять потребности населения различных половозрастных групп.

Ключевые слова: ассортимент лекарственных препаратов, показатели ассортимента, интегральный коэффициент, аптека.


Введение. В системе рыночных отношений устойчивое функционирование аптечных организаций и возможность выполнения ими социальной миссии в первую очередь зависят от аптечного ассортимента, предлагаемого к продаже населению, который должен выступать ключевым фактором ее конкурентоспособности. Происходящие в стране экономические процессы вызывают необходимость совершенствования методических подходов к оценке результатов управления ассортиментом на основе маркетинговых исследований [1, 2].

В соответствии с вышеизложенным целью исследования является анализ системы управления ассортиментом аптечных организаций на примере г. Новосибирска.

Материалы и методы. Анализ результатов управления ассортиментом товаров целесообразно проводить в определенной последовательности на основе разработанного нами методического подхода, представленного на рисунке.

Схема анализа и оценки результатов управления ассортиментом товаров аптечной организации

Первый этап — установление групп ассортимента товаров и тенденций их продаж. Для аптечной организации были выделены товары основного ассортимента (фармацевтические), дополнительного ассортимента (парафармацевтические) и другие группы товаров, реализуемых через аптечные организации, так как подходы к управлению данными группами товаров имеют определенные различия.

Второй этап включал выбор показателей для оценки ассортимента товаров аптечной организации, которые позволяют определить соответствие объема и структуры товарного предложения объему и структуре покупательского спроса.

Количественные и качественные показатели, на наш взгляд, целесообразно рассчитывать как в целом по аптечной организации, так и по отдельным составляющим (основного и дополнительно ассортимента).

Широта ассортимента (Кш) — количество товаров, выделенных по определенному признаку и представленных в виде классификационной группировки, она может быть фактической и базовой и характеризуется соответствующим коэффициентом.

Показатель глубины ассортимента (Кг) — это общее число разновидностей товара. Глубина ассортимента характеризуется возможностью удовлетворения альтернативного спроса, формирующегося в процессе выбора товара, и соответствующим коэффициентом, может быть фактической и базовой. Глубина ассортимента зависит от его широты по каждому признаку и числа признаков, по которым сформирован ассортимент. Фактическая глубина ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики.

Структура ассортимента — процентное соотношение товаров в общем наборе, выделенных по определенному признаку. Методика оценки структуры ассортимента предусматривает учет способа расчета доли товара, выбор базового значения как критерия оптимальной структуры ассортимента, выбор показателя оптимальной структуры, т. е. коэффициента структуры ассортимента. Показатели структуры ассортимента (Кс) могут иметь как натуральное, так и денежное выражение, и имеют относительный характер. Однако удельную долю товара следует рассчитывать исходя из объема предложения, выраженного в натуральных единицах (штуки). При расчете доли от объема в стоимостных показателях доля дорогостоящих товаров завышается, а доля дешевых соответственно занижается. Поэтому, чем больше перепад в цене товаров, тем больше неточность в значении определяемой доли [3–5].

Полнота ассортимента — это способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности, она может быть действительной и базовой. Если широта характеризует количество вариантов удовлетворения некоторой потребности, то полнота определяет зону покрытия этой потребности и характеризуется коэффициентом полноты ассортимента (Кп).

Оптимальной структурой ассортимента принято считать структуру, которая соответствует структуре покупательского спроса. Сделать соответствующий вывод можно на основе расчетов коэффициентов обновляемости, устойчивости и гармоничности.

Обновляемость ассортимента (новизна ассортимента) — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Обновляемость ассортимента характеризуется фактическим и базовым темпами обновления и коэффициентом обновляемости (Ко).

Для повышения уровня и качества обслуживания аптечные организации должны уделять особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания населения, а с другой — свидетельствует о ритмичности поставок.

Устойчивость ассортимента — степень колебания количества набора товаров. Показатель устойчивости ассортимента (Ку) характеризует величину размаха колебаний численности (широты и глубины) набора. Этот показатель определяет уровень обслуживания населения и свидетельствует о ритмич­ности поставки товаров в аптечную организацию.

Гармоничность ассортимента выражается в соотношении между старыми товарами и новыми. Гармоничность характеризуется степенью однородности ассортимента по отношению к предпочтениям конечного потребителя и коэффициентом гармоничности (Кгр).

Таким образом, оценку соответствия ассортимента товаров структуре покупательского спроса в аптечной организации можно дать, используя систему действующих количественных и качественных показателей. В процессе оптимизации управленческие воздействия направляются на основные характеристики ассортимента — широту, глубину, гармоничность.

Третий этап включал оценку управления ассортиментом. На данном этапе следует определять интегральный коэффициент управления ассортиментом товаров в аптечных организациях в целом по ассортименту, а также по фармацевтическим, парафармацевтическим группам товаров. Интегральный показатель (К) определяется по формуле:

Кш — коэффициент широты,
Кг — коэффициент глубины,
Кс — коэффициент структуры,
Кп — коэффициент полноты,
Ко  — коэффициент обновления,
Ку — коэффициент устойчивости,
Кгр — коэффициент гармоничности.

Уровень управления ассортиментом лекарственных препаратов определялся по следующей шкале, представленной в табл. 1.

Таблица 1

Вербальная характеристика системы управления ассортиментом в аптеках

Значение коэффициента Оценка
0–0,40 Неудовлетворительный уровень управления
0,41–0,70 Удовлетворительный уровень управления
0,71–0,90 Хороший уровень управления
0,91–1,00 Высокий уровень управления

Проведен сравнительный анализ управления ассортиментом лекарственных препаратов в аптеках ООО «Радуга» и МП «НАС». Результаты расчетов представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты расчета маркетинговых показателей ассортимента аптек ООО «Радуга» и МП «НАС»

Коэффициенты Аптека ООО «Радуга» Аптека МП «НАС»
Широта 0,69 0,57
Глубина 0,44 0,62
Полнота 0,66 0,5
Структура 0,6 0,75
Устойчивость 0,32 0,39
Гармоничность 1,5 1,8
Обновляемость 0.018 0,018
Интегральный показатель 0,916 0,952

Выводы. Результаты исследования показали высокий уровень управления ассортиментом в изучаемых аптеках, но в аптеке МП «НАС» ассортимент является более устойчивым и глубоким, позволяет удовлетворять потребности населения различных половозрастных групп.

Список литературы

  1. Андрианова Г. П. Разработка концепции регионализации фармацевтического рынка Тюменской области в переходный период : автореф. дис. ... д-ра фарм. наук / Г. П. Андрианова. — М. : Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова, 2001. — 48 с.
  2. Голубкина Л. В. Моделирование технологий продаж фармацевтических товаров на основе системно-поведенческого подхода : автореф. дис. ... канд. фарм. наук / Л. В. Голубкина. — М., 2006. — 19 с.
  3. Тельнова Е. А. Ассортиментная политика как элемент доступности и качества / Е. А. Тельнова, Г. Н. Гильдеева // Ремедиум. — 2007. — № 1. — С. 12–17.
  4. Управление ассортиментом товаров : понятие, факторы, влияющие на формирование ассортимента [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.znaytovar.ru/new805.html
  5. Федосова М. А. Анализ ассортимента. АВС-анализ. XYZ-анализ / М. А. Федосова, О. И. Гончаров, Д. С. Ким // Книга директора аптеки. Практич. рекомендации. — СПб., 2007. — 98 с.

 

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2020



22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Архив новостей


Rambler's Top100