Сетевое издание "Медицина и образование в Сибири"
 
 
  

 
№ 4 - 2014 г.
13.00.00 Педагогические науки

УДК 615:372.861

ПРЕПОДАВАНИЕ ФАРМАКОЛОГИИ СТУДЕНТАМ, ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ»

И. А. Джупарова1, Ю. А. Вставская2, О. Ф. Веселова2

1ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Новосибирск)
2ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России (г. Красноярск)

Сложность содержания предмета фармакологии, его большой теоретический материал, необходимость применения интегративных знаний как по горизонтали, так и по вертикали, обязывают к систематическому поиску путей оптимизации преподавания, целевой организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: фармация, фармакология, методы обучения, контроль знаний, компетенции.


Знание фармакологии необходимо провизору в организации лекарственного обеспечения населения и в осуществлении безотказного снабжения населения лекарственными препаратами. Провизор в своей профессиональной деятельности встречается с огромным количеством лекарственных средств разных групп, поэтому особенно важное значение для студентов, обучающихся по специальности «фармация», имеет усвоение разных типов классификаций лекарственных средств, их фармакодинамики и фармакокинетики, форм выпуска, показаний и противопоказаний к применению.

Современная фармакология развивается чрезвычайно динамично. В последние годы появились новые фармакологические группы лекарственных средств, внедряются новые биотехнологические процессы получения лекарственных препаратов, используются новые лекарственные формы. Меняется законодательная база. Появились изменения в приказе, регламентирующем отпуск лекарственных средств из аптек, в частности наркотических анальгетиков и психотропных списка II [1]. Ко всем этим новшествам провизоры имеют прямое отношение. Кроме того, провизор должен быть осведомлен о фармакоэкономических затратах на профилактику и лечение конкретных заболеваний.

Эти направления в работе выпускников фармацевтического факультета предполагают необходимость качественной подготовки студентов по фармакологии. Согласно учебной программе по фармакологии обучение студентов фармацевтического факультета осуществляется в течение 3-х семестров (5–7) на очном и заочном отделениях. Сложность содержания предмета фармакологии, его большой теоретический материал, необходимость применения интегративных знаний как по горизонтали, так и по вертикали, обязывают к систематическому поиску путей оптимизации преподавания, целевой организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Важнейшим компонентом преподавания являются лекции, где наряду с изложением фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных средств, особенностей применения приводятся исторические данные, связанные с открытием важнейших лекарственных препаратов, современные способы создания новых лекарственных средств (генная и клеточная инженерия, компьютерное моделирование).

На лекциях используются:

  • объяснительно-иллюстративный или репродуктивный метод, в основе которого лежит получение новой информации студентами от преподавателя, осмысление, обобщение и систематизация новых знаний;
  • проблемный метод, сущность которого состоит в создании проблемной ситуации, её анализе, осознании сущности затруднения и постановки учебной проблемы, нахождении способа решения проблемы путем выдвижения гипотезы и её обоснования.

Все лекции на фармацевтическом факультете читаются в 100 % мультимедийном сопровождении. Сотрудники кафедры контролируют посещение лекций и работу студентов на лекции. Наиболее простой формой записи материала лекции является развернутый план, когда к основным положениям лекции даются краткие комментарии, объяснения. Однако наиболее совершенной и полной формой записи является конспект, т. е. краткая запись лекции. Всякий конспект должен содержать основные теоретические положения, сжатое изложение фактов и основные выводы. Применительно к лекциям по фармакологии — это фармакодинамическая и фармакокинетическая характеристики группы лекарственных препаратов, сравнительная характеристика отдельных препаратов группы, принципы назначения, показания и противопоказания к применению. Конспект требует активного мышления, внимательного обдумывания каждого положения и переложения его своими словами, помогает углубленному усвоению предмета и формированию критического мышления. Сотрудники кафедры не принимают в качестве отработки лекций переписанные чужие конспекты, так как получение информации из «вторых рук» является бесполезным занятием и не сообщает студентам дополнительных знаний. Студенты, пропустившие лекции, отрабатывают их путем написания реферата по источникам учебной и научной литературы, указанной преподавателем.

Практические занятия начинаются с определения цели занятия и включают собеседование по ключевым вопросам темы, самостоятельное выполнение студентами различных заданий. На практических занятиях при выполнении самостоятельной работы используются разнообразные методы, направленные на совершенствование знаний и формирование умений и навыков в анализе врачебных рецептов на лекарственные средства, расчете доз и концентраций. В результате практических и самостоятельных занятий закрепляется материал, полученный на лекциях, а также изучается незатронутая на лекциях тематика, предусмотренная программой.

На практических занятиях используются:

  • информационно-рецептивный метод (сообщение или устная информация с использованием наглядных пособий: схем, таблиц, рисунков);
  • репродуктивный или творчески репродуктивный с использованием алгоритма изучения конкретной темы. Решение фармакологических, фармакотерапевтических и ситуационных задач, планируются ролевые игры, занятия-конференции;
  • частично-поисковый метод (конференции с подготовкой докладов по отдельным фрагментам темы). Студенты фармацевтического факультета активно привлекаются к участию в олимпиадах как междисциплинарных (фармакология, патофизиология), так и по дисциплине фармакология.

Проводилась олимпиада между студентами, обучающимися по специальности «фармация» в КрасГМУ, и студентами фармацевтического колледжа КрасГМУ. Студенты, победившие в олимпиадах, в качестве поощрения освобождаются от какого-либо этапа экзамена (экзаменационное тестирование или собеседование).

В процессе обучения постоянно проводится текущий контроль, а также рубежный и заключительный (экзаменационный) контроли. На всех этапах контроля, включая экзаменационный, активно используются тестирование, решение ситуационных и фармакотерапевтических задач с анализом врачебных рецептов на собеседовании. Лекции и практические занятия формируют компетентностный подход к обучению. Для каждой лекции и практического занятия в методических указаниях проставляются коды формируемых компетенций как профессиональных, так и общекультурных. Наиболее часто повторяются компетенции: ОК-5 (Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу), ПК-43 (Способность и готовность к информационной работе среди врачей по вопросам применения лекарственных средств, принадлежности их к определенной группе, показаний и противопоказаний к применению, возможности синонимической замены), ПК-45 (Способность и готовность оказывать консультативную помощь населению по вопросам применения и совместимости лекарственных средств) [2].

Таким образом, обучение студентов фармацевтического факультета на кафедре фармакологии в КрасГМУ проводится в соответствии с требованиями высшей школы и с использованием современных педагогических методологий.

Список литературы

  1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20 декабря 2012 г. N 1175н г. Москва «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» [Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 июня 2013 г.] // Российская газета. — 2013. — № 6118. — С. 24–25.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 38 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 Фармация (квалификация (степень) «специалист») / ИА «ГАРАНТ». — Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/

 

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2020



22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Архив новостей


Rambler's Top100