Сетевое издание "Медицина и образование в Сибири"
 
 
  

 
№ 2 - 2008 г.
13.00.00 Педагогические науки

УДК 611:378.14
№ 0420800060\0027

СИСТЕМА АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»

О. В. Шкловчик, А. Н. Машак, В. А. Слабожанина, О. А. Чвыркова, Я. А. Хорошевская, П. А. Елясин, И. А. Голубева, Е. С. Аристова

ГОУ ВПО Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава (г. Новосибирск)

На кафедре анатомии человека была разработана и внедрена в практику шкала оценки уровня самостоятельной работы по всем формам аудиторной и внеаудиторной деятельности студента, основанной на принципах адаптивного обучения. Использование системы адаптивного обучения в существенной мере повышает академическую успеваемость студентов и качество подготовки специалиста.

Ключевые слова: адаптивное обучение, самостоятельная работа


Введение. Для успешного изучения дисциплины «Анатомия человека» студентам необходимо умение работать самостоятельно. Это обусловлено тем, что объем материала, приходящегося на одно практическое занятие очень большой и за время, отведенное на занятие, качественно разобрать материал со студентами без предварительной подготовки невозможно. Самостоятельная работа как средство обучения фигурирует в любом виде деятельности студента, обучающегося на кафедре анатомии человека. К сожалению, студенты, особенно первокурсники, мало знакомы с принципами самостоятельной работы вне аудитории, на практических занятиях и лекциях. Для обеспечения самостоятельной работы студентам необходим план реализации цели и постоянный контроль.

Цель работы. Целью нашей работы была разработка принципов самостоятельной работы студентов и методов ее контроля при изучении дисциплины «Анатомия человека», а также выявление с помощью педагогического эксперимента зависимости между качеством самостоятельной работы студентов и уровнем академической успеваемости.

Материалы и методы. Для работы были отобраны семь студенческих групп первого курса с одинаковым (в среднем по группе) проходным баллом (по вступительным экзаменам). В течение первого семестра обучение студентов проводили согласно принятым на кафедре методическим рекомендациям. Одна группа была контрольной, и во втором семестре методику обучения студентов в ней не изменяли.

Для студентов остальных шести групп в начале второго семестра проводились дополнительные консультации, на которых студенты знакомились с основными принципами самостоятельной работы в аудитории и вне ее. Далее студентам было предложено проводить самостоятельную работу с ориентированием на шкалу оценки уровня самостоятельной работы, разработанную авторами с учетом классификации основных видов деятельности – общение, познание и труд. В течение второго семестра работу со студентами проводили согласно принципам системы адаптивного обучения, разработанной на кафедре высшей математики НГТУ совместно с научно-методическим центром НГТУ [1].

В конце первого и второго семестров оценивали средние баллы по текущим оценкам, контрольным опросам, самостоятельной работе (по шкале оценки уровня самостоятельной работы), процент сдачи контрольных опросов с 1, 2, 3, 4-й и более попыток.

Результаты исследований и выводы. В контрольной группе достоверных изменений всех показателей с течением времени отмечено не было. В остальных шести группах во втором семестре средний балл по самостоятельной работе был на 36 % выше, чем в первом. Средний балл по контрольным опросам – на 13,9 %, а по текущим оценкам – на 16,7 % выше, чем в первом семестре. Таким образом, успеваемость студентов находится в прямой и достаточно существенной зависимости от уровня самостоятельной работы.

В первом семестре с 1-го и 2-го раза контрольные опросы сдали 24 % студентов, а во втором семестре – 53 % студентов, причем у 89 % из них было отмечено существенное увеличение среднего балла по самостоятельной работе (от 20 % и выше). Таким образом, достаточный уровень самостоятельной работы по подготовке к практическим занятиям и активная самостоятельная работа в аудитории обеспечивают своевременную сдачу контрольных опросов и позволяют студентам не отставать от программы.

Список литературы

  1. Гулюкина Н. А. Система адаптивного обучения (самостоятельной работы студентов) : конспект лекций для слушателей факультетов повышения квалификации / Н. А. Гулюкина. – Новосибирск, 2001. – 76 с.

 

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2020



22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Архив новостей


Rambler's Top100