Сетевое издание "Медицина и образование в Сибири"
 
 
  

 
№ 2 - 2008 г.
13.00.00 Педагогические науки

УДК 378.141
№ 042080006\039

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АУДИТ РАБОЧИХ ПРОГРАММ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Е.Ю. Чернова, Н.В. Пименова

ГОУ ВПО Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава (г. Новосибирск)

В статье рассматриваются основные задачи рабочей программы (РП), основные критерии оценки качества ее содержания, а также форма проведения аудита. Аудит проводился в два этапа. Результатом экспертизы являлся протокол, заполненный в двух экземплярах и подписанный заинтересованными сторонами. В протоколе были не только зафиксированы баллы соответствия РП нормативным требования и требованиям ГОС ВПО, но и указаны необходимые корректирующие действия и срок повторных консультаций. Для устранения выявленных несоответствий был проведен третий этап экспертизы — контрольно-консультационный. Результаты экспертизы представлены в виде таблиц и диаграмм.

Ключевые слова: рабочая программа, диагностический аудит.


Под качеством образовательного процесса понимается способность неотъемлемых свойств данного процесса отвечать требованиям всех участников и других заинтересованных сторон. Понятие качество образовательного процесса раскрывается как единство:

  • качества инфраструктуры и учебной среды;
  • качества деятельности преподавателей;
  • качества управления;
  • качества образовательных программ, учебных планов, рабочих программ;
  • компетентности выпускников;
  • качества научных исследований и др.

Рабочая программа (РП) учебной дисциплины — программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и учитывающая специфику подготовки студентов по избранной специальности. РП является обязательной составной частью образовательной программы и разрабатывается на основе примерной программы учебной дисциплины, а при ее отсутствии — на основе ГОС ВПО по специальности. РП дисциплины представляет собой базовый учебно-методический документ и является составной частью учебно-методического комплекса дисциплины.

Основные задачи РП:

  • формулирование требований к уровню освоения содержания дисциплины;
  • раскрытие структуры и содержания учебного материала;
  • распределение объема часов учебной дисциплины по темам и видам занятий;
  • определение оптимальных форм и методов освоения дисциплины;
  • определение форм контроля уровня овладения учебным материалом по данной дисциплине.

Основные критерии оценки качества содержания РП:

  • РП должна отвечать государственным требованиям к минимуму содержания дисциплины, а также требованиям к квалификационной характеристике выпускника, установленным ГОС ВПО по соответствующей специальности;
  • соответствовать требованиям современных достижений науки и техники в конкретной области знаний;
  • определять цели изучения и место дисциплины в перечне дисциплин учебного плана, изучаемых по конкретной специальности;
  • раскрывать последовательность изучения разделов дисциплин, содержание соответствующих дидактических единиц — логически самостоятельных частей учебного материала, по своему объему и структуре соответствующих таким компонентам содержания, как понятие, теория, закон, явление, факт, объект. В качестве дидактических единиц могут быть приняты разделы дисциплины, приведенные в ГОС ВПО;
  • отражать инновационные подходы к преподаванию дисциплины.

Диагностический аудит (экспертиза) РП дисциплин всех специальностей и форм обучения НГМУ в декабре 2007 года имел целью установить степень соответствия действующих РП требованиям ГОС ВПО, учебного плана НГМУ, МИ СМК-04-2007 «Управление учебно-методическим комплексом дисциплины и устранение выявленных несоответствий», выявить несоответствия и сформулировать предупреждающие и корректирующие действия.

Для проведения аудита был разработан формализованный бланк протокола, включающий 14 вопросов и шестибалльную шкалу. Вопросы протокола — параметры РП, которые определяют основания для разработки РП, содержание дисциплины, деятельности студентов, методическое и техническое обеспечение дисциплины.

Первый этап аудита — заочный. В ходе заочной экспертизы эксперты анализировали электронные версии РП, представленные кафедрами в ОКО. Обсуждение результатов заочной экспертизы, консультирование по вопросам, вызывающим затруднения, и окончательная оценка была проведена в присутствии ответственного за разработку программ или уполномоченного по качеству кафедр НГМУ в назначенное по графику время.

Очная экспертиза проходила в соответствии с разработанным графиком или по взаимному согласованию времени и места между экспертом и представителями кафедр (разработчиками РП). Результатом экспертизы являлся протокол, заполненный в двух экземплярах и подписанный заинтересованными сторонами. В протоколе были не только зафиксированы баллы соответствия РП нормативным требования и требованиям ГОС ВПО, но и указаны необходимые корректирующие действия и срок повторных консультаций.

В ходе диагностического аудита было проверено 370 РП, представленных 71-й кафедрой университета. Информация по специальностям представлена в табл. 1.

Таблица 1

Результаты проверок РП

Специальность Протоколов экспертиз Процент соответствия
1 Биоэкология 28 62,35
2 Клиническая психология 48 45,41
3 Социальная работа 20 56,57
4 Лечебное дело 50 64,37
5 Педиатрия 56 61,59
6 Стоматология 46 64,40
7 Фармация 42 74,52
8 Сестринское дело 37 67,37
9 Экономика и управление 43 67,27
Всего 370
Среднее значение по университету 62,65

Среднее значение соответствия РП требованиям ГОС и нормативных документов НГМУ показывает, что РП дисциплин могут быть использованы в образовательном процессе, но требуют определенной доработки. Для сравнения процента соответствия по специальностям приводим гистограмму (рис. 1).

Рис. 1. Процент соответствия требованиям РП по специальностям

Какие именно параметры недостаточно полно представлены в РП или форма их представления не соответствует требованиям, можно проследить на гистограммах, представленных на рис. 2.

Рис. 2. Сравнительный анализ соответствия параметров РП требованиям ГОС и документам СМК НГМУ

Обобщая результаты диагностического аудита действующих РП, можно сделать заключение:

  • большинство преподавателей при разработке РП не пользуются нормативными документами (ГОС, МИ СМК, УП);
  • цели изучения дисциплины часто не соответствуют требованиям ГОС (п. 1.3, 7.1.);
  • курсы дисциплин плохо структурированы, РП имеют большой объем;
  • самостоятельная работа студентов в РП не определена и не прописана;
  • в РП плохо просматриваются междисциплинарные связи и будущая профессиональная деятельность обучающихся;
  • в РП не представлено учебно-методическое обеспечение дисциплин;
  • тестовый контроль как одна из основных форм проведения контрольно-диагностических мероприятий представлен в РП очень слабо.

Для устранения выявленных несоответствий был проведен третий этап экспертизы — контрольно-консультационный, в ходе которого эксперты фиксировали устранение недостатков и помогали преподавателям в случае затруднений. В помощь разработчикам РП была подготовлена методическая инструкция «Порядок управления рабочей программой учебной дисциплины» в дополнение к МИ СМК 04 — 2007.

Список литературы

  1. The Letter of the Ministry of Education of Russian Federation N 14-52-357 / 13 from 19.05.2000.
  2. Skok G.B . How to Project the educational Process According to Course: Teaching Aid / G.B. Skok, N.I. Lygina. — M., 2003. — 96p.

 

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2020



22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Архив новостей


Rambler's Top100