Сетевое издание "Медицина и образование в Сибири"
 
 
  

 
№ 3 - 2010 г.
15.00.00 фармацевтические науки

УДК 615.1:378.147

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ КАК ФАКТОР МОДИФИКАЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л.В. Мошкова, Э.А. Коржавых

Российский университет дружбы народов
(г. Москва)

Обсуждены факторы, обусловливающие необходимость и целесообразность приведения системы российского фармацевтического образования в соответствие с существующими областями фармацевтической науки и практики. Охарактеризована предложенная авторами концепция специализации фармации и подготовки специалистов нового профиля в рамках до- и последипломного образования.

Ключевые слова: система фармацевтического образования, специализация фармации


К началу нового века фармация в глобальном масштабе стала во многом иной по сравнению с фармацией конца XIX – начала XX века. В произошедших изменениях большую роль сыграли два главных фактора – переход к промышленному производству лекарственных препаратов и становление научных, прежде всего, фундаментальных теоретических основ фармацевтического знания. Наряду с этими факторами влияние на трансформацию фармации оказали достижения в области медицинской науки, динамика и тенденции развития здравоохранения в целом, изменение потребностей здравоохранения в объеме и сферах приложения профессиональной фармацевтической деятельности.

За последние десятилетия увеличилось число областей, в которых востребованы и заняты специалисты с фармацевтическим образованием – и в России, и в других странах мира. Среди этих областей деятельности упоминают общественную (коммунальную) и больничную фармацию, фармацевтическую промышленность, систему профессионального образования; органы управления здравоохранением, научные исследования и разработки, менеджмент качества; регистрацию лекарственных средств (ЛС); маркетинг и продажи; фармацевтическую экономику; ценообразование в области ЛС и возмещение стоимости; политику в здравоохранении; вооруженные силы и др. Интенсивно развиваются такие новые направления фармацевтической деятельности, как фармация, основанная на доказательствах («доказательная фармация»), изучение потребностей пациентов, помощь пациентам с хроническими заболеваниями (ВИЧ/СПИД), самопомощь, в том числе самолечение, фармаконадзор (мониторинг безопасности ЛС), обеспечение качества услуги «фармацевтическая помощь», собственно фармацевтическая помощь, подразделяемая на индивидуальную и популяционную [2, 4].

Как показало изучение отечественной и зарубежной профессиональной литературы, система фармацевтического образования в разных странах мира с разной степенью оперативности и в разной форме реагирует на изменение роли фармацевта в здравоохранении и обществе, на трансформацию фармацевтической практики. Однако при этом неизменными остаются виды деятельности, связанные с ЛС [1, 3]. Этот факт подтверждает значение ЛС как главного, системообразующего фактора фармации.

Неслучайно именно перечисленные выше виды деятельности закреплены в российском законодательстве в области ЛС – Федеральном законе «О лекарственных средствах» № 86-ФЗ (1998) и вступающем в силу с 1 сентября 2010 года новом Федеральном законе «Об обращении лекарственных средств» № 61-ФЗ (2010). Новый закон подразумевает, что обращение ЛС – это «разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение ЛС».

Из вышеизложенного следует, что в процессе непрерывного профессионального образования фармацевтический специалист должен приобрести знания, умения и навыки, которые позволят ему в дальнейшем эффективно заниматься любой деятельностью в сфере обращения ЛС. Мировой опыт показывает, что по мере расширения сферы фармацевтической деятельности фармацевтическое образование все чаще ориентируется не только на ключевые дисциплинарные знания, но и на те социально-экономические области, в которых будут трудиться молодые специалисты, на те деловые качества и многочисленные компетенции, которыми должен обладать специалист узкогофармацевтического профиля.

Наряду с традиционными фармацевтическими дисциплинами (фармацевтическая химия, фармацевтическая технология и др.) преподаются основы фармацевтической практики в коммунальных и больничных аптеках, в промышленности и системе образования; клиническая биология и введение в соответствующие аспекты социальных и поведенческих наук, направленные на компетенции в предоставлении помощи пациенту.

Логическое обобщение накопленных в мировой фармации научно-практических решений позволяет сделать следующий вывод: в течение 1980–1990-х годов фактически произошла специализация фармацевтического знания и фармации в целом (рис. 1).

С учетом приведенных выше данных фармацевтическое знание можно представить как систему, включающую ряд уровней-подсистем:

  •  базовые (фундаментальные) знания, получаемые в процессе базового фармацевтического образования всеми студентами;
  •  специализированные знания (новое знание – за последние 15–20 лет), получаемые в рамках профессионального образования (специальности) частью студентов;
  •  специализированные знания, получаемые в рамках последипломного образования отдельными специалистами (новейшее знание – за последние 5–10 лет).

Структуру базового фармацевтического знания образуют комплекс общеобразовательных дисциплин и фармацевтические дисциплины: история и организация фармации, фармацевтическое право, фармацевтическая экономика и менеджмент, фармацевтическая информатика и др., т. е. такие дисциплины, знание которых требуется во всех областях деятельности специалиста с фармацевтическим образованием. Базовое образование позволяет подготовить фармацевтического специалиста общего (широкого) профиля, который потенциально сможет трудиться в любой из функциональных областей фармации, однако стать эффективным в избранной области он сможет либо по мере накопления опыта работы, либо продолжив свое образование на уровне 2, т. е. получив специализацию.

Специфика фармацевтического знания о ЛС, являющемся ключевым понятием фармации, требует его дифференциации с более узкими медицинскими представлениями о ЛС как об одном из многих инструментов для лечения болезней, а также организации учебного знания в возможной последовательности: человек (комплекс дисциплин: биология, физиология, анатомия, психология и др.) и ЛС – ЛС-вещество (источники, химия) → ЛС-препарат (технологии) → ЛС-продукт (производство) → ЛС-товар (экономика), → ЛС-лечебное средство (медицина, социум), т. е. с учетом различных форм и стадий жизни ЛС, а также его внешней среды (рис. 2).

Формы жизни ЛС (вещество, препарат, продукт, товар, лечебное средство) представляют собой объекты фармации и объекты изучения в соответствующих учебных дисциплинах. Стадии жизни ЛС (= сфера обращения ЛС) – это предметы фармации, которые в рамках фармацевтической практики становятся функциональными областями фармацевтической деятельности.

Специализация фармации как раз и является следствием сложившихся функциональных областей фармацевтической деятельности, в основном соответствующих законодательно установленным этапам обращения ЛС. К числу новых специализированных областей фармации относятся общественная и госпитальная (больничная) фармация; промышленная, инновационная, лабораторная, административная, социальная и клиническая фармация; фармацевтическая информация. Необходимость новой специализации фармации продиктована потребностями фармацевтической практики в кадрах, обладающих более глубокими  знаниями в том секторе сферы обращения ЛС, где предстоит работать современным выпускникам фармацевтических вузов. Исходя из этого, основная цель фармацевтического образования – подготовка специалистов, способных эффективно работать в определенной функциональной области ЛС, т. е. специалистов в сфере распределения ЛС (аптеки и оптовые организации), в сфере производства ЛС, их стандартизации и контроля, государственной регистрации и т. д.
Наряду с функциональными областями фармацевтической деятельности, которые приобрели законченный вид только в 1998 году с введением в действие Закона РФ «О лекарственных средствах», в процессе развития российской фармации естественным образом сформировались и другие научно-практические области. Они ориентированы или на преимущественный тип ЛС, или на работу в системах иных, чем здравоохранение, министерств и ведомств, или на определенный тип потребителей фармацевтических товаров и услуг. Несмотря на некоторую обособленность от основной тенденции в специализации фармации по функциональным областям, эти другие направления фармации также тесно связаны со сферой обращения ЛС.

С учетом вышеизложенного можно заключить, что систему специализированного фармацевтического знания образуют четыре подсистемы, выделенные на основе одного из следующих признаков: функциональная область фармацевтической деятельности (общественная, госпитальная, промышленная, инновационная, административная, лабораторная фармация), тип ЛС (гомеопатическая, ветеринарная фармация, фитофармация), тип потребителей фармацевтических товаров и услуг (гериатрическая, педиатрическая фармация), фармацевтическая деятельность вне системы здравоохранения (академическая, военная, экстремальная – при чрезвычайных ситуациях – фармация).

Три специальности, выделенные по функциональному признаку (социальная и клиническая фармация, фармацевтическая информация) обладают элементами универсальности. Специалисты в этих областях знания будут полезными в общественной, госпитальной (социальная и клиническая фармация), а также административной (социальная фармация), инновационной и лабораторной (клиническая фармация) областях. Ввиду того, что процессы информации и коммуникации связывают между собой все функциональные области фармацевтической деятельности, специалисты, владеющие знаниями и методами фармацевтической информации, необходимы во всех этих областях.

Таким образом, инновации в современном фармацевтическом образовании должны, по мнению авторов, носить не только технический (ступени бакалавриата и магистратуры) и технологический (внедрение современных информационных технологий) характер. Важнейший этап в инновационном развитии системы вузовской и последипломной подготовки фармацевтов – это постепенный переход от подготовки специалиста широкого профиля (как правило, это специалист для аптечной практики) к формированию специалиста нового поколения, способного эффективно использовать полученные знания и компетенции в одной из множества сфер обращения ЛС.

Список литературы

  1. Парновский Б. Л. Развитие и специализация фармацевтической науки на примере организации и экономики фармации / Б. Л. Парновский, О. Н. Залиская // Провизор (Харьков). – 2005. – № 1 (Электронный ресурс : http://www.provisor.com.ua/).
  2. Developing pharmacy practice. A focus on patient care / K. Wiedenmayer, R. S. Summers, C. A. Mackie [et al.]. – Geneva : WHO; Hague: FIP, 2006. – 97 p.
  3. FIP Statement of policy on Good Pharmacy Education Practice. – The Hague, 2000. – 8 p.
  4. Pharmazeutische Tätigkeitsfelder ausserhalb der Apotheke / Red. Dr. Christiane Steiger. – Frankfurt am Main, 2005. – 43 s.

 

Учредитель сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» — Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России,
Межрегиональный образовательный центр высоких медицинских технологий,
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Электронное периодическое издание «Медицина и образование в Сибири»
зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства
в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия —
свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-28668 от 13.06.2007

СМИ перерегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-52485 от 21.01.2013

Сетевое издание представлено в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) и включено в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук

Сетевое издание является общероссийским и не имеет печатного эквивалента.
Периодичность выпуска сетевого издания — 6 раз в год.

ISSN 1995-0020

© ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России, 2014



13.10.2014
Начался прием статей в 6-й номер 2014 года (выход номера — 31 декабря 2014 г.). Срок приема статей — до 1 декабря 2014 г.
Подробнее >>

01.09.2014
Начался прием статей в 5-й номер 2014 года (выход номера — 31 октября 2014 г.). Срок приема статей — до 10 октября 2014 г.
Подробнее >>

10.06.2014
Уважаемые авторы!
Обновилась информация в разделе «Авторам». Внесены изменения в требования к публикациям и правила оформления рукописей.
Обратите внимание на форму экспертного заключения (для авторов НГМУ) и новую форму согласия автора.
Подробнее >>

01.06.2014
Начался прием статей в 4-й номер 2014 года (выход номера — 29 августа 2014 г.). Срок приема статей — до 1 июля 2014 г.
Подробнее >>

01.04.2014
Начался прием статей в 3-й номер 2014 года (выход номера — 30 июня 2014 г.). Срок приема статей — до 1 июня 2014 г.
Подробнее >>

Архив новостей


Rambler's Top100