![]() |
|||||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
№ 5 - 2010 г.
15.00.00 фармацевтические наукиУДК 614.27+615.12]:364.444(571.1/.5) ТИПОЛОГИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ льготным КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава» (г. Новосибирск) В статье рассматривается возможность разработки и апробации методики типологизации фармацевтической помощи отдельным категориям граждан, проживающим в Сибирском федеральном округе. Одним из приоритетных аспектов фармацевтической помощи является льготное обеспечение лекарственными средствами (ЛС) отдельных категорий граждан (ОКГ), осуществляемое с 2005 г. в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) [3]. За период реализации программы ДЛО в Сибирском федеральном округе (СФО) стали более доступны населению жизненно важные препараты, произошло снижение смертности среди населения, улучшилось качество жизни пациентов, страдающих социально-значимыми заболеваниями, снизилась нагрузка на госпитальный сегмент системы здравоохранения [1, 2]. Вместе с тем, отмечается нарастание таких негативных тенденций как несвоевременное и некачественное оказание данного вида фармацевтической помощи, нецелесообразное расходование денежных средств, нерациональность назначения ЛС и использования их льготными категориями граждан, необходимость более широкого внедрения стандартизации при назначении льготных лекарств. Проблема усугубляется особенностями внедрения программы ДЛО на уровне отдельных субъектов СФО, необходимостью учета уровня социально-экономического развития сибирских регионов, их правовой базы. Отсутствие системного подхода к решению проблемы лекарственного обеспечения ЛС населения по программе ДЛО на уровне СФО обусловило актуальность данного исследования. Целью исследования явились разработка и апробация методики типологизации фармацевтической помощи отдельным категориям граждан, проживающим в СФО. Объектами исследования выступили территориальные системы льготного лекарственного обеспечения и характеризующие ее показатели: количество льготников, международных непатентованных (МНН) и торговых наименований (ТН) ЛС, аптек и пунктов отпуска, лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), врачей, льготных рецептов, средняя стоимость льготного рецепта, установленные в 16 субъектах СФО за период 2005–2007 гг. Методами исследования служили экономиико-статистический, балльный, кластерный, ретроспективный и контент-анализы. Предложенная нами методика типологизации фармацевтической помощи льготным категориям граждан в СФО включала 7 этапов. На 1-м этапе осуществляли сбор показателей, характеризующих фармацевтическую помощь в 16-ти субъектах СФО за 2005–2007 гг. по перечисленным выше параметрам. Так как качество фармацевтической помощи описывается показателями, имеющими различные единицы измерения, то на 2-м этапе проводили их стандартизацию путем перевода в баллы по формуле (1): В нашем исследовании использовали 100-балльную шкалу, причем максимальное значение показателя приравнивали к 101 баллу, а минимальное к 1. Таким образом, нами была получена определенная шкала, которую весьма удобно использовать в дальнейшем анализе. На 3-м этапе для учета влияния каждого из анализируемых показателей на совокупную характеристику качества фармацевтической помощи проводили статистическую обработку стандартизованных показателей – расчет дисперсии (формула 2), стандартного отклонения (формула 3) и коэффициента иерархии (формула 4): Коэффициент иерархии рассчитывали путем соотнесения минимального стандартного отклонения анализируемого показателя как делимого с другими стандартными отклонениями, выступающими в качестве делителя. Содержанием 5-го этапа являлся расчет в динамике за 2005–2007 гг. совокупного балла качества фармацевтической помощи (Вj) с учетом коэффициента иерархии по формуле (4): Присвоение коэффициентов иерархии совокупному баллу качества производили путем умножения балльных значений показателя качества фармацевтической помощи на соответствующий ему коэффициент иерархии. На 6-м этапе нами строились матрицы расстояний (по Хэммингу), и производилась кластеризация субъектов СФО по совокупному баллу качества фармацевтической помощи. Для нахождения расстояния между регионами СФО по анализируемым показателям последовательно производили вычитание друг из друга их балльных значений. В результате в совокупности из 16-ти субъектов СФО выделили кластеры по наименьшему расстоянию. На 7-м этапе исследования анализировались результаты типологизации фармацевтической помощи отдельным категориям граждан, проживающим в регионах СФО. В результате апробации предложенной методики на примере СФО выделили 3 кластера регионов, значительно отличающихся друг от друга по совокупному баллу качества фармацевтической помощи, но характеризующихся определенным сходством анализируемых показателей в кластере (табл. 1). Таблица 1 Результаты типологизации фармацевтической помощи отдельным категориям граждан в субъектах СФО за 2005–2007 гг. Согласно полученным данным, 1-й кластер включал один субъект СФО – Новосибирскую область, на долю которой приходится 3,45 % всей территории. Область за исследуемый период времени практически по всем анализируемым показателям превосходит другие субъекты СФО, является лидером в процессе оказания фармацевтической помощи отдельным категориям граждан. Качество фармацевтической помощи в кластере высокое, его среднее значение варьировало в диапазоне от 73-х до 83-х баллов за 2005–2007 гг. 2-й кластер представлен претендентами на лидерство – тремя регионами СФО, занимающими 64,3 % его территории, в которых проживает 58 % всех льготополучателей. Фармацевтическая помощь по всем анализируемым показателям незначительно отличается от первого кластера. Качество фармацевтической помощи низкое, его среднее значение колебалось от 53-х до 73-х баллов. Группа аутсайдеров составила 3-й кластер, объединивший 12 субъектов СФО, 26 % граждан, реализующих право на дополнительное лекарственное обеспечение, проживающих на 32,25 % территории региона. Кластер характеризуется самыми низкими значениями анализируемых показателей по СФО. Качество фармацевтической помощи низкое, средний балл фармацевтической помощи за исследуемый период колебался от 17-ти до 45-ти. Средние значения показателей качества фармацевтической помощи по кластерам за период 2005–2007 гг. представлены в табл. 2. Таблица 2 Средние значения показателей качества фармацевтической помощи по кластерам за 2005–2007 гг. Дальнейшие перспективы развития программы ДЛО должны предусматривать разработку органами управления здравоохранением в субъектах СФО комплексных мероприятий по управлению территориальной дифференциацией фармацевтической помощи отдельным категориям граждан, стабилизации таких показателей как количество льготников, международных непатентованных наименований ЛС и увеличению таких показателей как количество аптек, пунктов отпуска, врачей, средней стоимости отпущенного ЛС. Список литературы
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России) Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020) Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru. Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2021 |
|
||||||||||||||||
![]() |