![]() |
|||||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
№ 2 - 2011 г.
14.00.00 медицинские наукиУДК 615.03:614.27(577.1) ТИПОЛОГИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития» (г. Новосибирск) В статье предлагается методика типологизации фармацевтической помощи получателям набора социальных услуг в Сибирском федеральном округе. Данная методика позволила оценить особенности регионального развития территориальных систем льготного лекарственного обеспечения, выявить однородные типологические группы регионов со схожими моделями функционирования фармацевтической помощи отдельным категориям граждан, наиболее эффективные модели среди них, опыт которых следует рекомендовать для распространения, оценить динамику происходящих изменений. Одним из приоритетных аспектов фармацевтической помощи является льготное обеспечение лекарственными средствами (ЛС) отдельных категорий граждан (ОКГ), осуществляемое с 2005 г. в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), а с 2008 г. – обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) [3]. За период реализации программы ДЛО/ОНЛС в Сибирском федеральном округе (СФО) стали более доступны населению жизненно важные препараты, произошло снижение смертности среди населения, улучшилось качество жизни пациентов, страдающих социально-значимыми заболеваниями, снизилась нагрузка на госпитальный сегмент системы здравоохранения [1, 2]. Вместе с тем, итоги реализации программы ДЛО/ОНЛС показывают, что отмечается нарастание таких негативных тенденций, как несвоевременное и некачественное оказание данного вида фармацевтической помощи, нецелесообразное расходование денежных средств, нерациональность назначения ЛС и использования их льготными категориями граждан, необходимость более широкого внедрения стандартизации при назначении льготных лекарств. Проблема усугубляется особенностями внедрения программы ДЛО/ОНЛС на уровне отдельных субъектов СФО, необходимостью учета уровня социально-экономического развития сибирских регионов, их правовой базы. Отсутствие системного подхода к решению проблемы лекарственного обеспечения ЛС населения по программе ДЛО/ОНЛС на уровне СФО обусловило разработку методики типологизации фармацевтической помощи декретированным категориям граждан. Предложенная нами методика типологизации фармацевтической помощи получателям набора социальных услуг в СФО включает в себя 6 этапов. На 1-м этапе осуществляется сбор первичных показателей, характеризующих институциональную структуру льготного лекарственного обеспечения в субъектах СФО за 2005–2009 гг. Всего было отобрано 12 первичных показателей:
Затем проводится классификация анализируемых параметров на 2 группы: стимуляторы и дестимуляторы. Если большему значению первичного показателя (например, уровню обслуживания льготных рецептов) соответствует более высокое качество фармацевтической помощи (КФП), то такой показатель обозначался нами как стимулятор,и, наоборот, показатель, оказывающий негативное воздействие на качество фармацевтической помощи (например, доля отсроченного обслуживания), как дестимулятор, так как при увеличении этого критерия качество фармацевтической помощи снижается. В нашем исследовании 11 первичных показателей были обозначены как стимуляторы, 1 как дестимулятор (табл. 1). Таблица 1 Результаты классификации первичных показателей фармацевтической помощи отдельным категориям граждан Так как качество фармацевтической помощи описывается показателями, имеющими различные единицы измерения, на 2-м этапе проводится их стандартизация путем перевода в баллы по формуле: где Bij - стандартизованное значение i-го первичного показателя качества j-го субъекта СФО; Для удобства расчетов нами была использована 100-балльная шкала, в соответствии с которой максимальное значение первичного показателя приравнивается к 101 баллу, а минимальное к 1. На 3-м этапе на основе статистической обработки стандартизованных показателей, включающей расчет дисперсии (2), стандартного отклонения (3) и коэффициента иерархии, проводится оценка влияния каждого из анализируемых параметров на совокупную характеристику качества фармацевтической помощи: где σ2 – дисперсия; Стандартное отклонение:
где σ – стандартное отклонение. Коэффициент иерархии рассчитывается путем соотнесения минимального стандартного отклонения анализируемого показателя как делимого с другими стандартными отклонениями, выступающими в качестве делителя. Содержанием 4-го этапа является разработка технологии агрегирование стандартизованных показателей в совокупный балл качества фармацевтической помощи, характеризующий степень территориальной дифференциации лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в СФО. Расчет совокупного балла качества фармацевтической помощи (Вj) производится по формуле: где Bj – совокупный балл качества фармацевтической помощи в j-м субъекте СФО (j = l + m, m – количество субъектов СФО); Присвоение коэффициентов иерархии совокупному баллу качества производится путем умножения балльных значений показателя качества фармацевтической помощи на соответствующий ему коэффициент иерархии. На 5-м этапе строятся матрицы расстояний (по Хэммингу), находятся наименьшие расстояния и производится кластеризация субъектов СФО по совокупному баллу качества фармацевтической помощи. На 6-м этапе исследования анализируются результаты типологизации фармацевтической помощи отдельным категориям граждан, проживающим в регионах СФО. В результате апробации предложенной методики на примере СФО выделены кластеры регионов, значительно отличающихся друг от друга по совокупному баллу качества фармацевтической помощи, но характеризующихся определенным сходством анализируемых показателей в кластере (табл. 2). Таблица 2 Результаты типологизации фармацевтической помощи отдельным В результате апробации предложенной методики на примере СФО выделили кластеры регионов, значительно отличающихся друг от друга по совокупному баллу качества фармацевтической помощи, но характеризующихся определенным сходством анализируемых показателей в кластере (табл. 2). Сравнительный анализ результатов кластеризации территориальных систем льготного лекарственного обеспечения в СФО за период 2002–2009 гг. позволил выявить положительную тенденцию. Так, количество регионов-аутсайдеров СФО с низким совокупным баллом качества фармацевтической помощи сократилось в 2,6 раза и составило в 2009 г. 3 (Республики: Хакасия, Тыва, Алтай), увеличилось количество регионов-лидеров в 3 реза (Красноярский, Алтайский и Забайкальский края). Отмечается изменение качественного состава кластеров. Повысился уровень фармацевтической помощи отдельным категориям граждан в таких субъектах округа, как Алтайский край (переход из кластера 2 в кластер 1) и Республика Бурятия (переход из кластера 3 в кластер 2). Стабильной на протяжении всего анализируемого периода оставалась ситуация со льготным лекарственным обеспечением в Красноярском крае (высокий балл КФП), Иркутской и Омских областях (средний балл КФП). Углубленный анализ показал, что основные различия между кластерами складываются за счет таких показателей, как количество льготников, количество МНН, доля предъявленных рецептов, средняя стоимость рецепта и доля отсроченного обслуживания. В качестве обобщающей характеристики, позволяющей оценить структурные различия в территориальных системах льготного лекарственного обеспечения СФО, использовался интегральный коэффициент структурных различий (Jr). Чем ближе значение данного показателя к 0,тем меньше различия между кластерами (территориальными системами льготного лекарственного обеспечения), чем ближе к 1, тем ощутимее различия. Интерпретация интегрального коэффициента структурных различий (Jr) проводится по специальной шкале, приведенной в табл. 3. Таблица 3 Шкала оценки меры существенности В табл. 4 представлены результаты расчета интегрального коэффициента структурных различий (Jr) по кластерам за период 2005–2009 гг. Таблица 4 Результаты расчета интегрального коэффициента структурных различий (Jr) Рассчитанные коэффициенты структурных различий свидетельствуют о существенных уровнях различий в территориальных системах льготного лекарственного обеспечения СФО. Разработанная методика типологизации фармацевтической помощи отдельным категориям граждан позволила оценить особенности регионального развития территориальных систем льготного лекарственного обеспечения, выявить однородные типологические группы регионов со схожими моделями функционирования фармацевтической помощи отдельным категориям граждан, наиболее эффективные модели среди них, опыт которых следует рекомендовать для распространения, оценить динамику происходящих изменений. Методика типологизации может быть полезна органам управления здравоохранения, территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития при проведении мониторинга. Дальнейшие перспективы развития программы ДЛО должны предусматривать разработку органами управления здравоохранением в субъектах СФО разработки комплексных мероприятий по управлению территориальной дифференциацией фармацевтической помощи отдельным категориям граждан, стабилизации таких показателей как количество льготников, МНН ЛС, сокращению доли отсроченного обслуживания и увеличению таких показателей, как количество аптек, пунктов отпуска, врачей, средней стоимости отпущенного ЛС, уровня обслуживания льготных рецептов. Список литературы
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России) Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020) Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru. Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2021 |
|
||||||||||||||||
![]() |