Сетевое издание "Медицина и образование в Сибири"
 
 
  

 
№ 2 - 2011 г.
14.00.00 медицинские науки

УДК 615.03:614.27(577.1)

ТИПОЛОГИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

И.А. Джупарова

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития» (г. Новосибирск)

В статье предлагается методика типологизации фармацевтической помощи получателям набора социальных услуг в Сибирском федеральном округе. Данная методика позволила оценить особенности регионального развития территориальных систем льготного лекарственного обеспечения, выявить однородные типологические группы регионов со схожими моделями функционирования фармацевтической помощи отдельным категориям граждан, наиболее эффективные модели среди них, опыт которых следует рекомендовать для распространения, оценить динамику происходящих изменений.

Ключевые слова: типология фармацевтической помощи, льготное обеспечение ЛС


Одним из приоритетных аспектов фармацевтической помощи является льготное обеспечение лекарственными средствами (ЛС) отдельных категорий граждан (ОКГ), осуществляемое с 2005 г. в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), а с 2008 г. – обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) [3].

За период реализации программы ДЛО/ОНЛС в Сибирском федеральном округе (СФО) стали более доступны населению жизненно важные препараты, произошло снижение смертности среди населения, улучшилось качество жизни пациентов, страдающих социально-значимыми заболеваниями, снизилась нагрузка на госпитальный сегмент системы здравоохранения [1, 2].

Вместе с тем, итоги реализации программы ДЛО/ОНЛС показывают, что отмечается нарастание таких негативных тенденций, как несвоевременное и некачественное оказание данного вида фармацевтической помощи, нецелесообразное расходование денежных средств, нерациональность назначения ЛС и использования их льготными категориями граждан, необходимость более широкого внедрения стандартизации при назначении льготных лекарств.

Проблема усугубляется особенностями внедрения программы ДЛО/ОНЛС на уровне отдельных субъектов СФО, необходимостью учета уровня социально-экономического развития сибирских регионов, их правовой базы. Отсутствие системного подхода к решению проблемы лекарственного обеспечения ЛС населения по программе ДЛО/ОНЛС на уровне СФО обусловило разработку методики типологизации фармацевтической помощи декретированным категориям граждан.

Предложенная нами методика типологизации фармацевтической помощи получателям набора социальных услуг в СФО включает в себя 6 этапов.

На 1-м этапе осуществляется сбор первичных показателей, характеризующих институциональную структуру льготного лекарственного обеспечения в субъектах СФО за 2005–2009 гг.

Всего было отобрано 12 первичных показателей:

  • количество льготников;
  • количество поставленных в субъект международных непатентованных наименований (МНН) ЛС;
  • количество поставленных торговых наименований (ТН) ЛС;
  • количество аптек, пунктов отпуска;
  • количество лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ);
  • количество врачей и фельдшеров, занятых выпиской льготных ЛС;
  • количество выписанных льготных рецептов 1 льготнику;
  • средняя стоимость льготного рецепта;
  • уровень обслуживания льготных рецептов;
  • доля предъявленных рецептов;
  • доля отсроченного обслуживания;
  • стоимость отпущенных рецептов.

Затем проводится классификация анализируемых параметров на 2 группы: стимуляторы и дестимуляторы. Если большему значению первичного показателя (например, уровню обслуживания льготных рецептов) соответствует более высокое качество фармацевтической помощи (КФП), то такой показатель обозначался нами как стимулятор,и, наоборот, показатель, оказывающий негативное воздействие на качество фармацевтической помощи (например, доля отсроченного обслуживания), как дестимулятор, так как при увеличении этого критерия качество фармацевтической помощи снижается.

В нашем исследовании 11 первичных показателей были обозначены как стимуляторы, 1 как дестимулятор (табл. 1).

Таблица 1

Результаты классификации первичных показателей фармацевтической помощи отдельным категориям граждан

Так как качество фармацевтической помощи описывается показателями, имеющими различные единицы измерения, на 2-м этапе проводится их стандартизация путем перевода в баллы по формуле:

где Bij - стандартизованное значение i-го первичного показателя качества j-го субъекта СФО;
Xij – значение i-го первичного показателя качества j-го субъекта СФО;
Xi min — минимальное значение i-го первичного показателя качества;
Xi maxr – максимальное значение i-го первичного показателя качества;
Ri var = Xi max  – Xi min   – размах вариации i-го первичного показателя.

Для удобства расчетов нами была использована 100-балльная шкала, в соответствии с которой максимальное значение первичного показателя приравнивается к 101 баллу, а минимальное к 1.

На 3-м этапе на основе статистической обработки стандартизованных показателей, включающей расчет дисперсии (2), стандартного отклонения (3) и коэффициента иерархии, проводится оценка влияния каждого из анализируемых параметров на совокупную характеристику качества фармацевтической помощи:

где σ2 – дисперсия;
хi – значение i-го показателя качества фармацевтической помощи;
х – среднее значение i-го показателя качества фармацевтической помощи.

Стандартное отклонение:

                                                              

где σ – стандартное отклонение.

Коэффициент иерархии рассчитывается путем соотнесения минимального стандартного отклонения анализируемого показателя как делимого с другими стандартными отклонениями, выступающими в качестве делителя.

Содержанием 4-го этапа является разработка технологии агрегирование стандартизованных показателей в совокупный балл качества фармацевтической помощи, характеризующий степень территориальной дифференциации лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в СФО. Расчет совокупного балла качества фармацевтической помощи (Вj) производится по формуле:

где Bj – совокупный балл качества фармацевтической помощи в j-м субъекте СФО (j = l + m, m – количество субъектов СФО);
Bij – балл i-го показателя качества фармацевтической помощи j-го субъекта СФО (i = l + n, n – число анализируемых показателей качества).

Присвоение коэффициентов иерархии совокупному баллу качества производится путем умножения балльных значений показателя качества фармацевтической помощи на соответствующий ему коэффициент иерархии.

На 5-м этапе строятся матрицы расстояний (по Хэммингу), находятся наименьшие расстояния и производится кластеризация субъектов СФО по совокупному баллу качества фармацевтической помощи.

На 6-м этапе исследования анализируются результаты типологизации фармацевтической помощи отдельным категориям граждан, проживающим в регионах СФО.

В результате апробации предложенной методики на примере СФО выделены кластеры регионов, значительно отличающихся друг от друга по совокупному баллу качества фармацевтической помощи, но характеризующихся определенным сходством анализируемых показателей в кластере (табл. 2).

Таблица 2

Результаты типологизации фармацевтической помощи отдельным
категориям граждан в субъектах Сибирского федерального (2005–2009 гг.)

В результате апробации предложенной методики на примере СФО выделили кластеры регионов, значительно отличающихся друг от друга по совокупному баллу качества фармацевтической помощи, но характеризующихся определенным сходством анализируемых показателей в кластере (табл. 2).

Сравнительный анализ результатов кластеризации территориальных систем льготного лекарственного обеспечения в СФО за период 2002–2009 гг. позволил выявить положительную тенденцию. Так, количество регионов-аутсайдеров СФО с низким совокупным баллом качества фармацевтической помощи сократилось в 2,6 раза и составило в 2009 г. 3 (Республики: Хакасия, Тыва, Алтай), увеличилось количество регионов-лидеров в 3 реза (Красноярский, Алтайский и Забайкальский края). Отмечается изменение качественного состава кластеров. Повысился уровень фармацевтической помощи отдельным категориям граждан в таких субъектах округа, как Алтайский край (переход из кластера 2 в кластер 1) и Республика Бурятия (переход из кластера 3 в кластер 2). Стабильной на протяжении всего анализируемого периода оставалась ситуация со льготным лекарственным обеспечением в Красноярском крае (высокий балл КФП), Иркутской и Омских областях (средний балл КФП).

Углубленный анализ показал, что основные различия между кластерами складываются за счет таких показателей, как количество льготников, количество МНН, доля предъявленных рецептов, средняя стоимость рецепта и доля отсроченного обслуживания.

В качестве обобщающей характеристики, позволяющей оценить структурные различия в территориальных системах льготного лекарственного обеспечения СФО, использовался интегральный коэффициент структурных различий (Jr). Чем ближе значение данного показателя к 0,тем меньше различия между кластерами (территориальными системами льготного лекарственного обеспечения), чем ближе к 1, тем ощутимее различия. Интерпретация интегрального коэффициента структурных различий (Jr) проводится по специальной шкале, приведенной в табл. 3.

Таблица 3

Шкала оценки меры существенности
различий структур по критерию Jr

В табл. 4 представлены результаты расчета интегрального коэффициента структурных различий (Jr) по кластерам за период 2005–2009 гг.

Таблица 4

Результаты расчета интегрального коэффициента структурных различий (Jr)
территориальных систем фармацевтической помощи отдельным категориям граждан за период 2005–2009 гг.

Рассчитанные коэффициенты структурных различий свидетельствуют о существенных уровнях различий в территориальных системах льготного лекарственного обеспечения СФО.

Разработанная методика типологизации фармацевтической помощи отдельным категориям граждан позволила оценить особенности регионального развития территориальных систем льготного лекарственного обеспечения, выявить однородные типологические группы регионов со схожими моделями функционирования фармацевтической помощи отдельным категориям граждан, наиболее эффективные модели среди них, опыт которых следует рекомендовать для распространения, оценить динамику происходящих изменений.

Методика типологизации может быть полезна органам управления здравоохранения, территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития при проведении мониторинга.

Дальнейшие перспективы развития программы ДЛО должны предусматривать разработку органами управления здравоохранением в субъектах СФО разработки комплексных мероприятий по управлению территориальной дифференциацией фармацевтической помощи отдельным категориям граждан, стабилизации таких показателей как количество льготников, МНН ЛС, сокращению доли отсроченного обслуживания и увеличению таких показателей, как количество аптек, пунктов отпуска, врачей, средней стоимости отпущенного ЛС, уровня обслуживания льготных рецептов.

Список литературы

  1. Акиньшина Н. И. Оптимизация организационно-методических аспектов льготного лекарственного обеспечения населения Воронежской области : автореф. дис…. канд. фарм. наук / Н. И. Акиньшина. – Пятигорск, 2007. – 23 с.
  2. Джупарова И. А. Оценка доступности лекарственных средств на областном уровне / И. А. Джупарова, С. Г. Сбоева // Новая аптека. Эффективное управление. – 2009. – № 2. – С. 38–45.
  3. Тельнова Е. А.Теоретическое обоснование системы управления качеством лекарственной помощи российским гражданам, имеющим право на государственную социальную поддержку : автореф. дис….д-ра фарм. наук / Е. А. Тельнова. – М., 2005. – 48 с.

 

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2021



22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Архив новостей


Rambler's Top100