Сетевое издание "Медицина и образование в Сибири"
 
 
  

 
№ 1 - 2007 г.
14.00.00 медицинские науки

УДК 616-02:615.851]:301.196

Болезни современного человека. Еще один аспект (психолого-этиологический фактор)

С.В. Казначеев, Л.В. Молчанова

НИИ проблем активного долголетия РАМН (г. Новосибирск)

Знакомство с официальной статистикой, рассказывающей о качестве и количестве здоровья населения России, всегда поражает одним "загадочным" фактом, который десятилетиями присутствует в научных и практических работах медиков, социологов и психологов. Речь идет о значимо высоком проценте формирования какого-либо заболевания по причине различных изменений психологического здоровья современного человека. 80 % заболеваний от нервов - это расхожее утверждение начинает встречаться даже в отдельных школьных и вузовских учебниках, не говоря уже, о так называемой популярной медицинской литературе различного толка.

Тем не менее, мировая литература традиционно и настойчиво подчеркивает существование болезней человека, возникающих по причине нарушения деятельности его сознания с основными внутренними органами.

Ключевые слова: аюрведическая медицина, врачеватели традиционных школ медицины различных стран и народов мира, "Цыгун", "Йога"


Знакомство с официальной статистикой, рассказывающей о качестве и количестве здоровья населения России, всегда поражает одним "загадочным" фактом, который десятилетиями присутствует в научных и практических работах медиков, социологов и психологов. Речь идет о значимо высоком проценте формирования какого-либо заболевания по причине различных изменений психологического здоровья современного человека. 80 % заболеваний от нервов - это расхожее утверждение начинает встречаться даже в отдельных школьных и вузовских учебниках, не говоря уже, о так называемой популярной медицинской литературе различного толка.

Хорошо известно, что законам научного жанра подобное утверждение должно быть положено своей основой на серьезную доказательную базу, которая, к сожалению, оказывается сегодня не вполне разработанной. Привычной для медицинской литературы нашего времени является ссылка на хорошо известный феномен стресса Г. Селье, разработанный, надо сказать, прежде всего, для оценок характера реагирования основных управляющих жизнедеятельностью организма систем (эндокринной, нервной, иммунной и т.д.), к которым, с большой натяжкой, подводятся, как бы, вторичные нарушения психики человека, дающие повод говорить именно о том, что именно ее нестандартные реакции, теперь уже на социально-бытовые, производственные факторы, становятся причинами, названных выше, психосоматических болезней.

Подобный стандартный подход к анализу причин развития заболеваний, причиной которых, как бы первично, становится неправильная функциональная деятельность вегетативной нервной системы человека, психики, как таковой, во многом соответствует действительности и в этом вряд ли кто сегодня может сомневаться. Но, к сожалению, чрезвычайно редко позволяет находить эффективные средства, способы борьбы с готовыми возникнуть соматическими болезнями. Несмотря на широкое практическое использование таких врачебных рекомендаций, вытекающих из данного подхода, как умение расслабляться, вести здоровый образ жизни, иметь правильно построенный режим труда и отдыха, пребывание на природе, создание условий для нормального сна активного отдыха и т.д. Названная выше частота причин развития заболеваний не сократилась ни на йоту, ни на один <воробьиный прыжок>, как говорят народные мыслители.

Приведенное обстоятельство заставляет думать о том, что, вероятно, стресс-концепция формирования болезней человека, болезней цивилизации, не может быть единственной.

Как видно из изложенного, современная медицинская литература жестко опирается на гипотезу о том, что именно нарушение деятельностной практики человека в социальной и природной среде вызывает к жизни "внешний", клинически окрашенный вид болезни с теми самыми известными наборами симптомов и синдромов, из которых складывается, так называемая, нозологическая форма болезни, отраженная в существующих международных классификаторах. Тем не менее, мировая литература традиционно и настойчиво подчеркивает существование болезней человека, возникающих по причине нарушения деятельности его сознания с основными внутренними органами. Об этом много пишут представители аюрведической медицинской науки, врачеватели традиционных школ медицины различных стран и народов мира, специалисты "Цыгун", "Йоги" и т.д. В литературе, болезни, которые возникают при нарушении работы сознания с внутренними органами человека получили название "образы болезни" (Рюдикер Дальке, 2003). Таким образом, второй половиной причин развития болезней человека, возможно и доминирующей, являются воссоздаваемые в сознании человека "образы болезней". Наиболее ярко иллюстрирует ход развития, теперь уже настоящих сомато-психологичеких болезней, возникших из "образов болезней" в своих популярных книгах молодой, но уже хорошо известный в России и за рубежом, психолог, психотерапевт А. Курпатов (2004); известная ученая, писатель Луиза Л. Хей (1996); Лууле Виилма (2000); Штехер К. (2003) и многие другие авторы [2, 4, 5, 9].

Объединяя между собой мнения традиционных врачевателей Юго-Восточной Азии, материалы исследований, наблюдений цитированных авторов, можно сделать попытку понять суть механизма, приводящего к возникновению болезни по причине создания образа болезни> в человеческом сознании. В этом случае болезнь рассматривается в виде определенного символа, вступающего во взаимодействие с внутренними органами и тканями организма, но представленными ни в виде анатомических образований, а в качестве символов вещей, предметов, явлений окружающего человека мира, но во введенных во внутреннюю пространственную архитектуру тела [1]. Например, по данным аюрведической медицины, любой человек может представить пространственную организацию собственного тела, как большой жилой дом: со своим погребом (тонкий и толстый кишечник человека), очагом (желудок), входной дверью (горло), окнами (глаза), хозяйкой (в виде сердца), хозяином (печень), стенами (ребра), крышей (череп) и т.д.

По другим медицинским трактатам Юго-Восточной Азии взаимодействующие органы часто представляются в виде иерархов социальной власти (император, императрица, главнокомандующий, советники, слуги, палач и т.д.) или структурных единиц действующей армии: полководец, лекарь, конный воин, пехотинец, слуга, начальник штаба [6], чьи совместные реакции на события. Происходящие во внешнем мире подобны тому, как действует власть, управляя государством, хозяева, обихаживая дом, войска, наносящие поражения внешнему врагу. Более того, символическое представление в образах телесной конституции человека внешних форм и явлений окружающего мира создает благоприятные условия для того, чтобы любой человек, потерпев неудачу или, обретя какой-либо успех во внешней деятельностной практике (социальной, производственной, семейной), мог бы глубоко проанализировать причину достигнутого успеха или неудачи после прекращения деятельности во внешней среде, пускаясь во взаимодействия с образами внешнего мира, трансформированными на его внутренние органы и системы, движение, отклик, которых на любые воздействия с ними, человек способен всегда легко уловить по признакам их реальность движения, появлению боли, по изменению вкусовых обонятельных, зрительных и других ощущений. Начиная решать свои жизненные проблемы, на условиях своеобразной <игры в шахматы> с символами своих внутренних органов, запечатленных процессом воспитания в сознании, подсознании индивида, человек получает возможность в реальном масштабе времени, за очень короткий срок, получить ответ на плохо решаемый во вне вопрос, буквально увидеть последствия своих отдельных действий, почувствовать их результат.

Подобное возможно потому, что в системе воспитания человека, особенно в период его раннего детства, многие явления, которые наблюдает ребенок во внешнем мире, объясняются ему с опорой на части его собственного тела, которые он реально видит, ощущает их работу.

Символизация телесных образований в сознании ребенка происходит не столько по их внешним формам. Контурам, напоминающим формы, предметы, вещи окружающего мира, сколько по тем эмоциональным ощущениям, которые вызывает в нем вид, формы, вещей и предметов окружающего мира.

Любые впечатления о чем то потаенном, глубоком, страшном или радостном фиксируются сознанием ребенка, как специфические изменения в деятельности мышцы сердца, любые движущиеся формы, действующие на сознание ребенка не движением, способностью двигаться, ассоциативно могут быть связаны с представлением о символах внешнего мира, отнесенных к печени (дерево) [7], удобства и неудобства от вертикальной позы выводят в цент ощущений деятельность желчного пузыря, глубокие вкусовые ощущения, вызывающие позитивные или негативные реакции связываются сознанием с символом желудка, ощущение радости от содеянного, особенно в том случае, когда внешняя деятельность встречала определенные трудности, легко ассоциативно связывает сознание ребенка с напряжением и опорожнением мочевого пузыря, негатив от высокого напряжения в труде - с деятельностью толстого кишечника и т.д. [8].

Надежно закрепив в собственном сознании указанные ассоциативные связи, человек в своей повседневной жизни, встречаясь с теми или иными эмоциональными переживаниями, особенно теми, которые были получены при неудачах во внешней деятельностной практике, продолжая их ощущать внутри себя уже после завершения деятельности, а тем более пытаясь понять причину его провала, будет неоднократно воспроизводить не удовлетворившую его деятельность внутри собственного сознания и проигрывать разные варианты ее изменения, проведения. Занимаясь решением этой задачи, индивид по системы ассоциативных связей символов внешнего и внутреннего миров, обязательно изменит режим и характер функциональной активности своих внутренних органов. Именно по тому, какой набор ощущений получит от них данный человек и будет принимать решение о целесообразности вести себя во внешнем мире по тем сценариям, которые пройдут в его сознании. Только тот пакет ощущений, идущий от внутренних органов, который вызовет в теле человека минимальное ощущение дискомфорта станет основой сценария его поведения во внешней сфере по тому сюжету, с которым он будет ассоциирован. При многократных внутренних гиперстимуляциях деятельности внутренних органов сопровождающей принятие решений о предстоящих вариантах деятельностной практики отклик утратит свой гармоничный характер, а значит, не даст возможность человеку найти приемлемый вариант решения той проблемы, с которой он реально столкнулся. Как только это произойдет, в деятельности управляющих систем организма человека, его сознании появятся невротические, депрессивные, астенические, истерические элементы, что далее, при неизменности ситуации, приведет к развитию болезни именно в тех органах, которые не дали гармоничного отклика на символическое опускание сознания человека внутрь его организма. Таким образом, несостоятельность в откликах внутренних органов при обращении к ним сознания личности на предмет подсказки в поисках набора действий, которые позволяют человеку решить его насущные проблемы жизни во внешней среде, становится причиной появления <образа болезни> именно в тех из них, которые показали свою несостоятельность участвовать в процедуре принятия решений о характере поведения, деятельнсти человека в обществе, семье, природной среде. <Образ болезни> и притягивает к себе возможность формирования будущей нозологической формы болезни именно в те органы, системы, где данный образ изначально возник.

Сказанное хорошо иллюстрируется высказываниями Чэнь Син - сюаня, современного интерпретатора канонов классической традиционной китайской медицины. Он говорит: "Органы - цзан представляют собой старших людей внутри рода, ибо каждый хранит в себе дух - шэнь, душу - хунь, душу - по, разум - и и эмоцию -чжи, а потому представляют собой хранилище пресветлого духа (Шэнь - мин). Они перемещают его наверх, посылают его вниз. И если внизу слишком много тогда человек перетруждает свое сердце:

Органы - фу можно сравнить со слугами, живущими в семье. Они спокойно существуют, не обладают знаниями и только принимают приказы от вышестоящих:"

В свете сказанного, представляется также интересным вопрос о случаях недоиспользования глубинной связи форм, явлений внешнего мира окружающего человека и символами этого мира перенесенными на отдельные внутренние органы. Если этого не происходит, то человек лишается значимой части информации ведущей его к правильному решению и вместо реального ассоциирования принимаемого решения с функциями собственного тела (которые фактически и представляют успех достижения какого-либо результата) вынужден уходить в абстрактно-логический мир мышления, который, как правило, в своей эксплуатации значимо увеличивает показатель допускаемых человеком ошибок при взаимодействии с внешним миром, как бы более легко подставляя его организм под прямое негативное действие факторов окружающей среды." Недоразгрузка" в символическом восприятии сознанием человека существующих в его теле внутренних органов есть следствие плохого социального воспитания, дисгармонии в организации правополушарной деятельности коры головного мозга, мощной изоляции ребенка от прямого взаимодействия с факторами природной среды и окружающими его людьми." Истолкование образа болезни дает шанс "подружить" тело и душу :, все, без исключения, все что, принимает образ тела, имеет и духовную сторону. Там, где есть форма, должно быть и содержание или, как сказал Платон задолго до нас с вами: "За каждой из вещей скрывается идея". Как только содержание начинает отделяться от формы, оно распадается, что несложно заметить по мертвым телам. Если сознание абстрагируется от того или иного органа тела, покинутая им структура заболевает, даже если дистанцирование сознания и не осмысливается человеком. Конечно, это вовсе не значит, что данная часть тела умирает. Отринутая сознанием. Она продолжает существовать в подсознании, в витальной, но уже искаженной форме.> [3].

Подводя итог сказанному можно говорить о том, что в современной первично-профилактической помощи людям в борьбе за собственное здоровье, реально правильно организованная система воспитания ребенка в семье играет не меньшую, а порой даже большую роль, чем какие-либо здоровьесберегающие технологии. Это связано с тем, что оно позволяет ребенку на уровне эйконического восприятия действительности четко, легко перенести сценарии его стандартной жизни среди людей в свой внутренний мир, найдя во взаимодействии со своими внутренними органами, тканевыми, жидкокристаллическими образованиями тела, аналог сценариев этой жизни. Получив возможность для адекватной оценки собственных сил необходимых на преодоление тех трудностей жизнедеятельности, которые им готовит окружающий мир не только в детстве, но и во все последующие годы индивидуальной жизни. Отсутствие навыка ребенка разыгрывать сценарии предстоящей внешней деятельностной практики в виртуальных взаимодействиях с символами окружающего мира, запечатленных в образах, чувствах, движениях отдельных внутренних органов и систем, есть прямая угроза для появления "образов болезни> в его организме, с последующей их трансформацией в нозологические формы многих широко распространенных заболеваний. <Если мы понимаем послание симптома, от него можно будет избавиться. Понять суть страдания означает подчинить страдание себе" [3].

Список литературы

  1. Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к тибетскому трактату XVII века. - М.: Галарт, 1994.
  2. Виилма Л. Светлый источник любви / Л. Виилма // Екатеринбург: Изд.во "У - Фактория", 2000.
  3. Дальке Р. Болезнь как символ / Р. Дальке // - СПБ.: ИК "Невский проспект", 2003.
  4. Курпатов А.В. Все средства / А.В. Курпатов // СПб.: Издательский Дом "Нева", 2004.
  5. Луиза Л. Хей Исцели себя сам. Психологические причины болезней и метафизические пути их преодоления / Луиза Л. Хей // М., 1996. Кн. I, II, III.
  6. У Шусун Искусство войны - сунь -цзы и искусство исцеления / У Шусун, Ван Хунту, Хуан Ин // М.: ООО Издательский дом "София", СПб.: ООО Издательство "Север-Запад", 2004.
  7. "Чжуд - ши": Канон тибетской медицины // М.: Издательская фирма "Восточная литература". - РАН, 2001.
  8. Чэнь-син-сюань Изложение высшей сущности профессионального понимания древнекитайской медицины / Чэнь-син-сюань // М.: Издательство "Профит Стайл", 2002.
  9. Штехер К. Послание души или что означают наши заболевания / Штехер К. // - СПб.: ИД "ВЕСЬ", 2003.

 

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2021



22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Архив новостей


Rambler's Top100