Сетевое издание "Медицина и образование в Сибири"
 
 
  

 
№ 2 - 2013 г.
22.00.00 социологические науки

УДК 159.99:378.095

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ МОТИВОВ ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Е. А. Самсонова, А. Ю. Самсонов

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Новосибирск)

Популярность любой профессии всегда зависела от происходящих событий (экономическая и политическая ситуация в стране, научно-технический прогресс и т.д.) и спроса на рынке труда. Но существует ряд профессий, актуальность которых для людей всегда будет присутствовать, к ним можно отнести врачей, учителей, инженеров. В целях выявления основных мотивов было проведено исследование, в ходе которого наглядно демонстрируется процент количества студентов, которые действительно будут продолжать развиваться и работать в данной сфере, формируя перспективного специалиста, способного самосовершенствоваться, усваивать новые технологии и популяризовать свою специальность среди молодежи.

Ключевые слова: мотивы, побудительные причины, студенты медицинского вуза, перспективный специалист.


Введение. Особенности мотивации выбора профессии выступали предметом многочисленных исследований: психологических, социологических, педагогических и т.д. Интерес к рассмотрению основных мотивов деятельности человека всегда считался одним из фундаментальных, так как с помощью них можно определить и проанализировать движущие силы побуждения и стимулы личности к той или иной деятельности. Проводя анализ данных общероссийского классификатора специальностей по образованию ОКСО, который насчитывает более 600 наименований, и многих других источников [3], включая сайт «Лучший вуз России» [4], можно сделать вывод о том, что еще в 2006 году специалисты в области медицины занимали 6-е место, затем в 2010 году — 5-е место, а в 2012 году — 2-е место по популярности престижных профессий [5]. Как следствие, приток студентов в НГМУ в 2012 году был наивысшим. В то же время эксперты к 2016–2017 годам прогнозируют, что специалисты в области медицины будут занимать лишь 9-е место [4]. Следовательно, для поддержания и популяризации профессии медицинского работника необходимо разобраться в основных мотивах студентов, обучающихся в медицинском университете.

Главными «стартерами» мотивов в человеке выступают потребности, желания, интересы, намерения и склонности. Именно в них берут свое начало мотивы, обладающие разной силой влияния — от слабой до очень сильной. Далее мотивы находят выражение в действиях — от пассивных до активных, которые в свою очередь приводят к соответствующим результатам — от нулевых до значительных [2, с. 20]. Следовательно, основные движущие мотивы личности — это наиболее значимые мотивы, в которых отражаются основные цели и потребности личности на будущее, они обладают сильной энергетикой, активной деятельностью и приводят к результатам. Благодаря этим мотивам, человек делает свой выбор, ставит небольшие цели, достигая их, приближается к своей главной цели. Понимание типов мотива помогает осознать значимость стремления индивида и, как следствие, спрогнозировать ход его действий.

В связи с этим, мотивы могут различаться по следующим критериям: значимость для жизни и развития субъекта; социальная адекватность; место в иерархической структуре потребностно-мотивационной сферы; источник побуждения к решению определенной задачи; отношение к сознанию [6, с. 72].

Существует классификация мотивов активной (эффективной) трудовой деятельности. Е. П. Ильин выделил три группы побудительных причин, которые стимулируют человека к профессиональной деятельности:

  1. побуждения общественного характера, включающие в себя осознание необходимости приносить пользу обществу, желание помогать людям, и общественная установка на значимость профессиональной деятельности;
  2. получение определенных материальных благ для себя и своей семьи, для удовлетворения материальных и духовных потребностей;
  3. удовлетворение потребностей в самореализации, самовыражении, самоактуализации, которые связаны с тем, что человек по природе не только потребитель, но и созидатель. Эти мотивы побуждают человека к тому, чтобы более или менее активно включаться в трудовую деятельность и работать с определенной степенью эффективности [1, с. 270].

Для студентов, конечно, все три группы побудительных причин играют важную роль, но в зависимости от движимых мотивов одна из причин может быть сильнее выражена, и, как следствие, это может сказаться как на обучении, так и на работе в профессиональной сфере.

Выбор профессии — довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс. Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности. Если главным для человека является общественный престиж, то профессия выбирается исходя из существующей моды, престижности профессии в обществе. Многие выбирают профессию в зависимости от того, в какой степени она может обеспечить их материальное благополучие. Ряд людей выбирают профессию из-за интереса к ней, и нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный литературой, увиденным фильмом, телепередачей [1, с. 272–275].

Также на выбор профессии может повлиять социальное окружение, в котором вырос индивид, или семейные традиции, например, как врач в n-поколении. Зачастую в семьях, где есть врачи, выбор будущей профессии предопределен, как правило, они поступают в медицинские образовательные учреждения для продолжения династии врачей. Таким образом, профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но важно, прежде всего, принимать во внимание насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека. Студенты медицинского университета — это личности, от которых будут зависеть показатели общего состояния здоровья всего населения и развитие самой медицины. Соответственно они будут отслеживать все новые изменения и тенденции развития, происходящие в сфере здравоохранения. В целом следует отметить, что студентам, обучающимся на первом курсе, необходимо на начальных стадиях помогать осознавать всю значимость их выбора данной профессии, чтобы предотвратить дальнейшую неудовлетворенность будущей профессией и низкой эффективностью их работы как будущих специалистов в профессиональной сфере.

Материалы и методы. В целях выявления основных движущих мотивов нами было проведено исследование, ориентированное на выявление ведущих мотивов профессиональной направленности среди студентов первых курсов медицинского университета. Были использованы: анкета, измеряющая причины поступления в медицинский университет, и тест-опросник «Мотивы выбора профессии» С. С. Груншпуна, направленный на определение ведущего мотива из трех групп мотивов (стремление к творческой работе, материальное благополучие и стремление занять видное положение в обществе). Следует отметить, что после проведения исследования появится возможность скорректировать адекватное представление о профессии, создавая стойкий интерес к ней, и дальнейшую ее популяризацию. В то же время полученные данные наглядно продемонстрируют процент количества студентов, которые действительно будут продолжать развиваться и работать в медицинской сфере.

Результаты исследования. Результаты исследования по тест-опроснику «Мотивы выбора профессии» показали, что среди опрошенных студентов первых курсов медицинского университета наиболее распространенным мотивом выбора профессии является стремление к творческой работе (84 %), который также включает в себя интерес к новым технологиям, приобретению необходимых умений и навыков. В связи с этим можно предположить, что студенты, которые попадали в группу творческих стремлений, будут постоянно самосовершенствоваться и участвовать в различных курсах повышения квалификации по своей специальности. Вместе с тем, у 13 % опрошенных выбор мотивов оказался двойственным, на стыке стремления к творческой работе и склонности к материальному благополучию, желанию заработать. Фактор двойственности мотивов в дальнейшем может сказаться на обучении в медицинском университете и, как следствие, студент либо покинет учебное заведение в поиске специальностей с перспективой материальных благ, либо останется приверженным данной специальности.

В ходе нашего исследования было выявлено, что стимулом для поступления в медицинский университет среди студентов первых курсов явилось личное желание работать в системе здравоохранения, так ответили 58 % опрошенных. Вместе с тем, среди опрошенных также значимыми были ответы: рекомендации родителей и престиж профессии.

Результаты, полученные в ходе нашего анкетирования, показали, что доминирующим мотивом выбора будущей профессии является мечта с детства. На рисунке отражены мотивы выбора будущей профессии студентами первого курса НГМУ по степени значимости мотива (от наиболее к менее важному). Данные рисунка позволяют прийти к заключению о том, что ведущим мотивом является детская мечта, сформированная в детстве (согласно указанным по значимости максимальным показателем 10 на рисунке), и соответствие профессии личным интересам, а семейные традиции «врач n-поколения» отходят на последние места. Следовательно, можно сделать вывод о том, что выбор профессии для студентов является осознанным, исходя из их собственных намерений и увлечений. Наименее популярными оказались государственные программы и оплата труда.

Мотивы выбора профессии студентами первого курса

На вопрос о трудоустройстве в сфере здравоохранения часть студентов — 18,5 % опрошенных — ответили, что уже связывают свою жизнь с выбранной профессией, работая на станциях скорой помощи и в поликлиниках города. В связи с этим можно предположить, что именно они рассматриваются как перспективные специалисты, способные самосовершенствоваться уже на начальных этапах получения специальности. На вопрос о том, что привлекает их в будущей профессии, большая часть респондентов (64 %) ответила, что оказание помощи людям и общение. На вопрос о планах на будущее (об ординатуре и интернатуре) 89 % опрошенных ответили однозначным ответом «да», будут поступать обязательно.

Сопоставляя полученные данные анкеты и теста-опросника, можно сделать вывод о том, что основным мотивом выбора профессии для нынешних студентов является соотнесение личных интересов и желаний с профессией медицинского работника.

Обсуждение результатов. Мы провели исследование, в ходе которого выявили причины поступления в медицинский университет, которые позволили отразить основные мотивы выбора будущей профессии. Мы основывались на том, что выбор такой специальности как врач закладывается с раннего детства в семье и в школе, так как они оказывают непосредственное влияние на выбор ребенка, а в дальнейшем и студента, прививая и развивая ценности и склонности формирующейся личности. Но, как показало исследование, в среде студентов первых курсов растет популярность личных интересов, убеждений и престижа будущей профессии, которые формируют приверженность к профессии.

Выводы. Для работы в область медицины идут творческие личности, движимые собственным интересом и проявляющие интерес и эмпатию к окружающим.

Популяризация специальностей в области медицины зависит от основных мотивов, но мотивы с каждым поколением сменяются, следовательно, необходимо периодически проводить исследования мотивов поступления в медицинские образовательные учреждения и выбора профессии, чтобы не потерялась значимость данных профессий. Таким образом, можно выявить процент студентов, которые действительно будут продолжать развиваться и работать в медицине.

Список литературы

  1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2003. — 509 с.
  2. Комаров Е. И. Измерение мотивации и стимулирования «человека работающего» : учебное пособие / Е. И. Комаров. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2010. — 136 с.
  3. Лучшие профессии, популярные профессии, рейтинг профессий [Электронный ресурс] / Учеба.ру: все об образовании в России и за рубежом: вузы, колледжи, курсы. — URL: http://www.ucheba.ru/prof-rating/3126.html
  4. Престижные профессии. Актуальные профессии. Профессии будущего [Электронный ресурс] / «Лучший вуз России» Всероссийский рейтинг вузов. — URL: http://kki.moeobrazovanie.ru/proff_prestig.html
  5. Предпочтения абитуриентов и запросы рынка опять не совпали [Электронный ресурс] / Центр тестирования — Профориентация: кем стать. — URL: http://www.proforientator.ru/
  6. Удальцова М. В. Социология управления / М. В. Удальцова. — М. : ИНФРА-М, Новосибирск, НГУЭиУ, 2002. — 144 с.

 

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2020



22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Архив новостей


Rambler's Top100